ОЭС Юга
 Гидроэнергетика
 Теплоэнергетика
 Атомная и ветроэнергетика
 Важнейшие электросетевые объекты
 Схема основной сети
 Наша история
   Первые шаги
   Ростовская энергосистема
   Кубанская энергосистема
   Ставропольская, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская энергосистемы
   Северо-Осетинская энергосистема
   Грозненская энергосистема
   Дагестанская энергосистема
   Организация ОДУ (ОДС) Северного Кавказа
   Энергетика с 1977 по 1995 годы
   Состояние энергосистем на 1959 год
   Уровни электропотребления ОЭС СК с 1965 по 1995 годы
 
Главная страница ОЭС Юга Наша история 
 

История создания ОЭС Юга. Грозненская энергосистема

Из национальных районов Северного Кавказа в дореволюционный период наибольшее распространение электрификация получила в Терской области и прежде всего в городах Грозный и Владикавказ. Сооружение первых электроустановок в Чечено-Ингушетии было связано с расширением разработок Грозненских нефтяных промыслов иностранными компаниями в 90-х годах XIX столетия.

Обилие жидкого топлива и природного газа обусловило появление здесь в дореволюционные годы целого ряда мелких теплоэлектроустановок, располагавшихся, как правило, при наиболее крупных нефтеносных скважинах и нефтеперегонных заводах. В частности, 10 ноября 1895 года начал эксплуатироваться нефтеперегонный завод, построенный в Грозненском районе английской фирмой "Стюард Лимитед", при нем же была сооружена одна из первых в Чечено-Ингушетии электростанция.

На следующий год на Грозненских нефтепромыслах был пущен еще один, самый крупный нефтеперегонный завод, принадлежавший Владикавказской железной дороге. И здесь одновременно с пуском завода вступила в эксплуатацию тепловая электростанция. Обе станции базировались на нестандартном оборудовании, имели примитивные сооружения, были маломощными, часто выходили из строя.

Две более современные и крупные электростанции были построены Ахвердовым и К° и иностранным обществом "Шпис" (будущая ТЭЦ “Красная турбина”). На первой электростанции (Ахвердов и К°) в 1912 г. было пущено 3 агрегата мощностью по 600 л.с. каждый и генераторным напряжением 2150 вольт. Станция работала на газовых двигателях.

Общество "Шпис" в 1913 г. построило и пустило в эксплуатацию электростанцию, которая работала на нефти. На этой станции было установлено 5 паровых котлов по 400 куб. метров на 16 атмосфер и 3 турбины по 1200 кВт. В сутки электростанция сжигала 900 пудов нефти. Генераторное напряжение 3150 вольт через трансформатор повышалось до 20000 вольт и по ВЛ мощность передавалась на 4 понизительные подстанции, расположенные вблизи буровых, оснащенных электрическими двигателями 60-100 кВт. До этого бурение осуществлялось с помощью паровых машин, паро- и нефтемоторов.

На территории нефтеперегонного завода Владикавказской железной дороги в 1904 г. была введена электростанция, состоящая из 3-х паропоршневых машин по 75 л.с. каждая. Мощность генератора 50 кВт, напряжение - 190 вольт, частотой 25 герц. Кроме того на станции было установлено 2 мотор-генератора по 50 кВт каждый, напряжением 200 вольт для преобразования переменного тока в постоянный. От генераторов переменного тока питались электромоторы, а электроосвещение - от постоянного тока.

В 1913 г. вне пределов перерабатывающего завода Владикавказской железной дороги началось строительство нового здания для дизельной электростанции. В следующем году был смонтирован дизель мощностью 290 л.с. с двумя генераторами на общем валу - переменного и постоянного тока. Параметры генератора переменного тока: мощность 100 кВт, напряжение 190 В, частота 25 Гц. Все выше перечисленные электростанции работали изолировано, каждая на свою нагрузку.

Но эксплуатация этих станций не оказывала значительного влияния на развитие технического прогресса в нефтяной промышленности. Здесь продолжала господствовать изжившая себя, малоэффективная для XX века сила пара. Мало что изменилось и в культурно-бытовых условиях населения Грозного.

В 1921 году после окончания войны на Северном Кавказе энергетики Грозного приступили к восстановлению электростанции "Шпис", которая была переименована в "Красную турбину". Для координации восстановительных работ в Грозном создается "Центральное Нефтеуправление" (ЦНУ). По рекомендации В.И.Ленина председателем ЦНУ был назначен командующий трудовой армией на Кавказе Коссиор И.В. ТЭЦ "Красная турбина" также вошла в ЦНУ.

В 1921 году комиссия СТО (Совет труда и обороны), обследовавшая положение с электроснабжением Баку и Грозного, отмечала: "Имеются первые успехи электрификации, которые выразились прежде всего в том, что значительная часть нефти добывается с помощью электромоторов".

Руководство объединения "Грознефть", для выполнения поставленных задач по электрификации нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов создает самостоятельную организацию "Электроток". На "Электроток" возлагаются функции по руководству строительством всех энергетических объектов и монтажу электрооборудования на предприятиях "Грознефти", эксплуатация электростанций, высоковольтных сетей и выполнение ремонтов всех видов приборов, КИП.

Понимая значение электрификации для нефтяной промышленности г. Грозного, в 1921 году Коссиором И.В. утверждается план, по которому в течении нескольких лет должно быть построены: дизельная электростанция, мощностью 1300 кВт в Октябрьском районе (Новые промысла), дизельная электростанция мощностью 1200 кВт в Заводском районе - для обслуживания нефтеперегонных заводов, и расширена электростанция "Красная турбина". По этому плану в 1925 году на "Красной турбине" был завершен монтаж 4-го турбогенератора мощностью 3800 кВт и 2-х котлов. С пуском этого агрегата мощность "Красной турбины" достигла 7400 кВт.

В 1923 г. "Электротоком", на базе довоенного строительства тротилового завода начались работы по строительству дизельной электростанции "Красный дизель". Электростанция состояла из 4-х дизельных агрегатов: два по 300 л.с. и два по 460 л.с. Эта мощность на первое время обеспечивала потребность в электрической энергии существующих в то время нефтеперерабатывающих заводов. В 1925 году было осуществлено включение на параллельную работу по ВЛ 20 кВ электростанций "Красный дизель" и "Красная турбина", что значительно улучшило электроснабжение потребителей. Электростанция "Красный дизель" работала в пиковом режиме в часы максимума нагрузки и в случае остановки одной из турбин на "Красной турбине".

В 1924 г. началось, а в 1926 году закончилось строительство второй дизельной электростанции "Красный Октябрь" в Октябрьском районе, для обеспечения электроэнергией буровых работ на нефтепромыслах. На станции было смонтировано три четырехцилиндровых дизеля по 600 л.с. Электростанцию включили по ВЛ 20 кВ на параллельную работу с "Красной турбиной" и "Красным дизелем". Режим работы электростанции "Красный Октябрь" был похож на режим работы "Красного дизеля", т.е. работала преимущественно в вечерние часы суток и редко - круглосуточно.

Датой рождения энергосистемы " Грозэнерго" фактически можно считать 1925 год, когда была осуществлена параллельная работа двух электростанций "Красной турбины" и "Красного дизеля".

В 1924 году Северо-Кавказское "Электробюро" приступило к изыскательским работам и разработке проекта электрификации Грозненских нефтяных промыслов. Работу по проектированию в 1925 году продолжила приехавшая в г. Грозный комиссия Московского экспериментального института. Она составила технический проект будущей теплоэлектростанции им. Коминтерна (Грозненская ТЭЦ-1).

Грозненская ТЭЦ-I

Намеченная планом ГОЭЛРО, районная электростанция ТЭЦ им. Коминтерна была включена в сеть в 1929 году. Все оборудование первой очереди поставили немецкие фирмы. Два котла "ГАНОМАГ" производительностью 35-43 т./час температурой пара 385°С и давлением 30 ата., котлы могли работать как на газе, так и на мазуте. Два турбогенератора мощностью 5000 кВт и два повышающих трансформатора мощностью 6250 кВА, напряжением - 2/20 кВ (фирма "БЕРГМАН"). Две турбины двухцилиндровые с промежуточным промышленным отбором 6 ата., генераторы с замкнутым охлаждением, напряжением 2150 вольт. В первое время эксплуатация станции переживала много трудностей. Котлы "ГАНОМАГ" не имели организованного подвода воздуха. Воздух засасывался непосредственно из котельной через амбразуры форсунок, а это при нагрузке, не достигавшей даже номинала, вызывало сильную пульсацию топки. Пульсация была настолько сильной, что в такт с ней хлопали двери котельной и пульсировали окна. Котлы "ГАНОМАГ" были демонтированы в 1942 г. Другим слабым местом оказалась береговая насосная, на приемные решетки которой в зимнее время намерзал лед или же они забивались мокрым снегом, плывущим по реке Сунжа. Этот дефект был устранен за счет сброса части подогретой воды с конденсаторов турбины несколько выше решеток.

Вторая очередь ТЭЦ, законченная монтажом в 1932 году включала:

  1. Два котла фирмы "ОШАТЦ" производительностью 70-85 т./час, 410°С.
  2. Турбина фирмы "ВУМАГ" 10000 кВт, с давлением свежего пара 28 ата., температурой 385°С с регулируемым отбором пара давлением 11 ата.
  3. Турбина типа "ВУМАГ" мощностью 5000 кВт с такими же параметрами пара, но с противодавлением 11 ата.
  4. Генераторы мощностью 12,5 и 7,5 МВт Ленинградского завода "Электросила".

В 1935 году были введены в работу отечественные котлы ЛМЗ 90-110 т./час, 32 ата., 425°С и турбогенератор завода "Красный Путиловец" мощностью 15 МВт. В 1937 г. на ТЭЦ-1 были смонтированы: 2-х барабанный котел Таганрогского завода 150 т./час, 34 ата., 425°С. Турбогенератор ЛМЗ мощностью 25 МВт. с трехобмоточным трансформатором мощностью 31,5 МВт 110/35/6 кВ.

После пуска ТЭЦ-1 электростанция "Красный дизель" была выведена в резерв в октябре 1929 г. и в 1930 г. - демонтирована. Два агрегата станции были переданы "Эмбанефти", другие два "Майкопнефти". Электростанцию "Красный Октябрь" постигла та же учесть. Она была законсервирована, затем демонтирована и перевезена в Новогрозненский нефтяной район (Ойсунгур).

В 1934 году была построена ВЛ 110 кВ Грозный-Орджоникидзе с п/ст. 110 кВ Плиево, что позволило включить на параллельную работу две электростанции, построенные по плану ГОЭЛРО - Гизельдонскую ГЭС и ТЭЦ им. Коминтерна.

В 1937 г. все энергопредприятия Чечено-Ингушской АССР приказом Наркомтяжпрома были переданы из треста "Грознефтезавода" "Главнефти" в ведение На родного комиссариата электростанций СССР и подчинены Районному Энергетическому управлению "Орджэнерго", что значительно увеличило надежность электроснабжения двух соседних республик и улучшило эксплуатацию и ремонт основного оборудования, решило вопросы снабжения запчастями и материалами.

В 1938 г. на Грозненской ТЭЦ-1 монтируется первый в СССР газо-мазутный прямоточный котел среднего давления профессора Л.К.Рамзина. Котел был оборудован гидравлической автоматикой (с применением масляных струйных реле), обеспечивающей не только автоматическую синхронизацию вода-топливо, но и автоматическое регулирование нагрузки, температуры пара, дутья и тяги в топке.

Кроме строительства крупных районных электростанций в ЧИАССР строились и мелкие электростанции в сельской местности.

В 1928 г. была электрифицирована первая станица в республике Орджоникидзевская (Слепцовская), построена ТЭС мощностью 87 кВт.

В 1930 году в санатории Серноводск пустили ТЭС мощностью 35 кВт, в 1938 г. - 25 кВт в станице Петропавловской. Всего до 1941 года было электрифицировано 9 селений.

Электричество произвело глубокий переворот в мировоззрении горцев, с электричеством пришло и радио, и телефонная связь, и кино , и свет. Вот что писала газета "МОЛОТ" за 26 мая 1936 г.: "Мало кто из населения Ингушетии верил, что вода может подняться по трубопроводу по крутому склону Барсуковой балки. 18 апреля в 6 часов вечера все предсказания мулл были вдребезги разбиты. Вода живым потоком поднялась по трубопроводу (дюкеру) на северный склон крутой балки и пошла по каналу... Старик ингуш сказал: "Теперь я верю, что Советская власть, если захочет, может заставить воду подняться и на Казбек".

Хотя Великая Отечественная война краешком зацепила ЧИАССР , тем не менее, ущерб нанесенный ею был значителен. 15 августа по решению Государственного Комитета по Обороне (ГКО) СССР начался демонтаж оборудования Грозненской ТЭЦ-1. На ТЭЦ остались в работе только агрегаты №1 и №2, остальное оборудование было эвакуировано через Баку в города Красноводск, Караганду, Ишимбай, Чирчик.

10 сентября 1942 г. в 14 часов 10 мин. Заводской район Грозного подвергся массированному налету вражеской авиации, на территорию ТЭЦ упало 18 авиабомб. В результате бомбежки погибли: мастер обмуровочных работ Толкачев Я.И., аппаратчик химцеха Жидкова Е.И., слесарь "Кавэлектромонтажа" Чайко. Тяжело ранены - 6 человек, в том числе и директор ТЭЦ Гершберг М.Ф., который получил 30 осколочных ранений; легкие ранения - 18 человек. Большие повреждения получила и ТЭЦ. Загорелись баки с бензином, нефтехранилище. Ветер дул в сторону Каспия, и густые, широкие клубы дыма уплывали в сторону Дагестана. Нефтяной пожар был так велик, что дым стлался на 150 км. в район Махачкалы.

За четверо суток пенным гашением чудовищный пожар был укрощен и через 2 дня ТЭЦ уже работала! Полностью ТЭЦ была восстановлена к середине 1944 года. В 1947 г. был восстановлен прямоточный котел №6 и принят во временную эксплуатацию. В 1947 году был введен в работу новый турбогенератор фирмы "Фрезер-Чалмерс" мощностью 25 МВт. В 1949 г. вводится в работу американский котел фирмы "Комбашен", производительностью 90-110 т./час. Турбогенератор №7 мощностью 25 МВт с температурой 425°С и давлением 34 ата. (ЛМЗ) был включен в работу в 1951 году.

С 1948 года по 1958 год была запроектирована и построена Новогрозненская ТЭЦ (ТЭЦ-2). Первый агрегат на ней принимается в эксплуатацию в 1952 г. На НГТЭЦ было установлено 4 турбоагрегата по 25 МВт, два ТГ по 50 МВт и одна машина мощностью 100 МВт. До 1963 года НГТЭЦ была крупнейшей на Северном Кавказе, затем первенство перешло к Краснодарской ТЭЦ.

С 1953 г. по 1955 г. производится огромная работа по переводу около 200 км. ВЛ и 30-ти подстанций с 20 кВ на стандартное для СССР напряжение 35 кВ.

Энергосистема "Грозэнерго" образовалась в 1958 году в связи с организацией "Совнархозов". Все энергопредприятия, расположенные на территории Чечено-Ингушской АССР перешли в ведение Чечено-Ингушского Совнархоза.