ОЭС Юга
 Гидроэнергетика
 Теплоэнергетика
 Атомная и ветроэнергетика
 Важнейшие электросетевые объекты
 Схема основной сети
 Наша история
   Первые шаги
   Ростовская энергосистема
   Кубанская энергосистема
   Ставропольская, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская энергосистемы
   Северо-Осетинская энергосистема
   Грозненская энергосистема
   Дагестанская энергосистема
   Организация ОДУ (ОДС) Северного Кавказа
   Энергетика с 1977 по 1995 годы
   Состояние энергосистем на 1959 год
   Уровни электропотребления ОЭС СК с 1965 по 1995 годы
 
Главная страница ОЭС Юга Наша история 
 

История создания ОЭС Юга. Ставропольская, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская энергосистемы

Дореволюционный уровень электроэнергетики Ставропольского края, как и Кабардино-Балкарской АССР, был крайне низок. В районе Юцких хуторов работала электростанция мощностью 24 кВт. В городах Кавминвод существовали мелкие дизельные установки частных предпринимателей. Эти станции обеспечивали электроэнергией только узкий круг состоятельных чиновников и торговцев. В городе Ставрополь первую электростанцию построил купец Иванов в 1897 г. Мощность ее была небольшая - всего на 400 осветительных ламп. Более крупная электростанция в г. Ставрополе была построена только в 1909 году. Мелкие дизельные электростанции появились в Георгиевске, Петровске, Александровске, Благодарненском и некоторых других крупных населенных пунктах Ставропольской губернии.

В 1903 г. была построена Минераловодская электростанция для обслуживания железнодорожного узла мощностью 664 кВт.

В этом же году 11 мая была заложена, а в июле 1903 года вступила в строй первая в России, относительно крупная гидроэлектростанция, полностью спроектированная и построенная отечественными специалистами. Располагалась эта ГЭС на р. Подкумок вблизи г. Ессентуки.

На ГЭС было установлено два генератора по 400 кВт каждый. Название ГЭС "Белый Уголь", вместо "Центральная Пятигорская гидроэлектростанция", впервые появилось в 1911 году.

1905г. Центральная пятигорская электростанция.

В сентябре 1903 г., к 100-летию Кавминвод в торжественной обстановке был пущен Пятигорский трамвай. Первым рейсом от железнодорожного вокзала до Лермонтовской галереи ехали принц Ольденбургский, министр А.С.Ермолов и директор КМВ Хвощинский.

Трамвай вел инженер С.М.Фридман.В 1913 г. была построена и пущена в работу "Пятигорская тепловая" электростанция мощностью 800 л.с.

1913г. Пятигорская тепловая электростанция.

В 1895 г. акционерное общество "Эльбрус" в Карачаево-Черкессии вместе со строительством рудообогатительной фабрики на р. Индыш приступило к сооружению небольшой ГЭС. При своем лесопильном заводе в Теберде электростанцию построили Крымшамхаловы. Первая электростанция в Кабардино-Балкарии мощностью 14 кВт появилась в Нальчике при лесоперерабатывающем заводе "Чинар" в 1910 году. В дореволюционное время, в1903 г., вошла в строй электростанция и в г. Прохладном для нужд железнодорожного узла. Все эти станции были незначительной мощности и применялись в основном для осветительных нужд. Несколько десятков карликовых дизельных электроустановок и ГЭС сооружаются в сельской местности Ставропольского края, в основном при небольших предприятиях по обработке сельскохозяйственного сырья и поместьях крупных землевладельцев.

Здесь на Кавминводах, впервые в Мире и в России, 26 марта 1913 года была осуществлена под руководством профессора М.А.Шателена параллельная работа Пятигорской "Тепловой" электростанции и ГЭС "Белый Уголь" на напряжении 8 кВ. Это, казалось бы незначительное событие определило будущее рождение энергосистем. [схема 1913 г.]

Шателен М.А.

До Октябрьской революции в курортном районе электростроительством занималось не только УКМВ (Управление Кавминводами), но и частные лица, строившие небольшие электростанции с разрешения городских Дум.

Так в Пятигорске в 1916 г. работали 7 карликовых блокстанций, принадлежащих: Иванову, против Цветника, владельцу "Бристоля" в здании гостиницы "Бристоль" (ныне гостиница “Машук”), в помещении кинематографа "Феномен", в зданиях архитектора Ходжаева, блокстанция Тица, блокстанция Пешкова и небольшая станция на винном складе против Пятигорского вокзала.

При переходе всех электростанций в ведение государства, в первые годы Советской власти, все мелкие частные электростанции были ликвидированы, более крупные были подчинены Управлению объединенными электростанциями Терской Губернии. Нехватка электроэнергии, отсутствие централизованных капиталовложений в экономику заставило изыскивать средства на местах. Управление Объединенными электростанциями Терской Губернии нашло выход, выпустив в Пятигорске специальный натуральный электрический заем сроком на 2,5 года, с 1-го ноября 1922 года по 1 мая 1925 года.

В тексте облигаций указывалось, что они выпускаются для проведения трамвайной линии по Теплосерной улице до Горячеводска и от главной линии до товарной станции железной дороги - Скачки, устройства освещения Константиновской слободы (Красная слобода) и станицы Горячеводской.

Но ввиду того, что денежный эквивалент был непостоянным и курс денег непрерывно падал, обесценивался, проценты уплачивались ежемесячно с момента приобретения облигации по специальным купонам, приложенным к ним, стоимостью 2 кВт ч, материалами, работами или наличными деньгами по предъявлению купона, вышедшего в срок. Предъявителю облигации, вышедшей в тираж, кассы электроуправления уплачивали стоимость облигации за 100 кВт ч. по курсу дня на электрическую энергию, согласно существующему осветительному тарифу или же принимали в уплату за потребленную электроэнергию, материалы или произведенную работу.

За счет средств, полученных от реализации электрического займа переоборудовали местную дизельную электростанцию, на которой смонтировали новый агрегат мощностью 600 л.с. и построили трамвайные линии Пятигорск-Горячеводск и Пятигорск-Скачки, протяженностью 6 км.

До 1935 года в г. Кисловодске работала дизельная электростанция мощностью 210 кВт, введенная в работу в 1916 году. Кроме того, существовали и мелкие дизельные установки в разных местах города. От ГЭС "Белый Уголь" г. Кисловодск получал незначительную мощность (около 50 кВт). В связи с дефицитом электроэнергии в г. Кисловодске в 1935 г. была построена первая на Кавминводах паровая центральная электростанция (ЦЭС), состоящая из двух турбогенераторов по 650 кВт и 3-х паровых котлов суммарной производительностью 16 тонн пара в час и давлением 2 ата. Работала электростанция на донецком угле.

В этом же году на территории ЦЭС начали строить Кисловодскую ТЭЦ, а в 1938 г. уже был введен в эксплуатацию турбогенератор №1 мощностью 4 МВт.

Титул на строительство Баксанской ГЭС, в соответствии с планом ГОЭЛРО, был утвержден 26 ноября 1929 г. В 1930 году забили первый колышек на месте будущей ГЭС - Кызбурун-1 в 30 км. от г. Нальчик. Баксанская ГЭС проектировалась, в основном, для электроснабжения потребителей Кабардино-Балкарии, Кавминводских городов и железнодорожных веток Минводы-Кисловодск, Минводы-Железноводск.

Первая машина (станционный №3) на БГЭС была пущена 20 сентября 1936 года. На проектную мощность в 25 МВт ГЭС вышла в 1938 году. С вводом Баксанской ГЭС и Кисловодской ТЭЦ было заложено начало большой энергетики в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Первые электропоезда Минводы-Пятигорск начали регулярное движение с 7 ноября 1936 года.

К этому же времени коллектив "Баксанстроя" завершил строительство ВЛ 110 кВ Баксан ГЭС-Машук, Баксан ГЭС-Тырныауз, Баксан ГЭС-Нальчик. Из них до войны на своем номинальном напряжении работала только первая. Две другие линии электропередачи использовались на напряжении 35 кВ. Кроме того, были построены ВЛ 35 кВ: Машук-Бештау-Минводы-ДЭС (дизельная электростанция в Минводах), Машук-Ессентуки-Минутка (Кисловодск), Машук-Пятигорск и подстанции 35 кВ: Нальчик, Тырныауз, Пятигорск, Минводы, Ессентуки, Кисловодск, Бештау.

В 1936 г. на Северо-Восточном склоне г. Машук, рядом с подстанцией 110 кВ было создано Управление электросетями в составе "Баксанстроя". Эту дату можно считать и датой рождения Центральных электрических сетей "Ставропольэнерго". Зона действия управления охватывала Ставропольский край, Кабардино-Балкарскую АССР и Карачаево-Черкесскую А.О. Первым директором этого предприятия был Александров Григорий Григорьевич.

Для организации эксплуатации и ремонта электрических сетей в составе Управления создаются два линейных электросетевых участка, под называнием ЛУЧ-1 и ЛУЧ-2. Они размещались на п/ст. 110 кВ Машук и БГЭС, в селении Кызбурун. На базе БГЭС 25 октября 1940 г. на основании Постановления экономического Совета СНК СССР №1756 организуется Баксанский Энергокомбинат (БЭК) в составе БГЭС, Кисловодской ТЭЦ и Управления электросетями.

...в результате стремительного продвижения немецких войск к Кавказскому хребту в 1942 году не было ни времени ни средств, чтобы демонтировать и эвакуировать основное оборудование БГЭС и Кисловодской ТЭЦ. По указанию Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) руководство БЭК провело совещание ИТР с участием саперов Красной Армии, где был намечен план вывода из строя БГЭС с таким расчетом, чтобы немцы не смогли воспользоваться энергией электростанции и вместе с тем ее можно было сравнительно легко и быстро восстановить по уходу фашистов.

После поражения под Сталинградом началось паническое бегство немецких частей с Северного Кавказа. Они опасались попасть в очередной "мешок", если бы наши части перерезали им путь отступления через г. Ростов. При своем отступлении они с немецкой педантичностью уничтожали все, что могло бы содействовать укреплению промышленности и военного потенциала СССР. Ими были взорваны каркас здания БГЭС, все три агрегата, щит управления, ЗРУ, холостой водосброс, все оборудование открытой подстанции 110 кВ.

Щит управления Баксанской ГЭС Здание машзала Баксанской ГЭС
ОРУ 110-35кв Турбинное помещение Баксанской ГЭС

В феврале 1943 г. этого же года начались восстановительные работы. По приказу Минэнерго восстановление было поручено тресту "ХрамГЭС-строй". В конце апреля 1944 года от Баксан ГЭС было подано напряжение на п/ст. Нальчик, Машук и Тырныаузский комбинат.

В 1944 г. 11 февраля вышло решение ГКО "О возобновлении строительства Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС в Ставропольском крае". Строительство Свистухинской ГЭС началось в 1946 году и было закончено в 1948 году. Торжественный пуск состоялся 19 августа. Свистухинская ГЭС была связана с п/ст. Западная в г. Ставрополе линиями электропередачи на напряжении 110 кВ и Невинномысской ГРЭС на напряжении 60 кВ. С выходом Свистухинской ГЭС на проектную мощность ВЛ Свистухинская ГЭС-Невинномысск была переведена в 1949 г. на 110 кВ. Установленная мощность ГЭС -11, 8 МВт.

31 декабря 1949 года начато строительство Сенгилеевского каскада ГЭС. Первая ГЭС - Сенгилеевская, мощностью 15,8 МВт была ведена в работу в 1954 году, вторая - Егорлыкская, мощностью 30 МВт - в августе 1962 года. В 1960 г. вошли в строй и первые агрегаты Невинномысской ГРЭС.

Даже с выходом на проектную мощность БГЭС и Кисловодской ТЭЦ район Кавминвод и Кабардино-Балкария испытывали жесточайший дефицит мощности и электроэнергии. Учитывая этот факт и в связи с вводом мощностей на Грозненской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, в 1951 году была построена ВЛ 110 кВ О-1 (Орджоникидзе-1)-Нальчик с бустер-трансформатором на п/ст. О-1. Наличие бустера позволяло поднять напряжение в голове ВЛ до 135-140 кВ, а следовательно увеличить и предел передаваемой мощности по статической устойчивости в сторону Нальчика с 50 до 70 МВт. В Ставропольском крае, кроме БЭК-а, имелся второй крупный узел энергопотребления - гг. Ставрополь и Невинномысск, который не имел электрической связи с БЭК-ом.

В 1955 году, по приказу Министра электростанций СССР управление "Баксанского энергокомбината" переводится в г. Пятигорск. На основании приказа Министерства электростанций №16 от 19.08.1957 года "Баксанский энергокомбинат" был передан в ведение Совета народного хозяйства Ставропольского экономического района, а 14.10.1957 г. распоряжением Ставропольского СНХ №92-р "Баксанский энергокомбинат" переименовывается в "Ставропольский энергокомбинат". В 1961 году распоряжением №643-р СНХ "Ставропольский энергокомбинат" был реорганизован в Районное Энергетическое Управление "Ставропольэнерго".

Ставропольский крайком партии неоднократно пытался перевести РЭУ "Ставропольэнерго" в краевой центр г. Ставрополь, но всегда терпел поражение, так как работники РЭУ "Ставропольэнерго" убедительно доказывали невозможность управления энергетикой края из г. Ставрополя и дружно сопротивлялись давлению Краевых властей. Не останься "Ставропольэнерго" в г. Пятигорске, перевод ОДУ Северного Кавказа из г. Владикавказа в г. Пятигорск был бы невозможен.

После передачи предприятий "Сельэнерго" Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии в "Ставропольэнерго", приказом Госкомитета по Энергетике и Электрификации СССР №128 от 18.03.1964 г. были созданы Кабардино-Балкарские и Карачаево-Черкесские электрические сети.

В 1987 году приказом Министра Электроэнергетики и Электрификации СССР №302 от 8.06.1987 г. на базе Кабардино-Балкарских электрических сетей "Ставропольэнерго" было организовано Производственное Объединение энергетики и электрификации (ПОЭиЭ) "Каб.Балкэнерго", как указывалось в приказе "...В целях улучшения управления энергетическим хозяйством Кабардино-Балкарской АССР, повышения надежности энергоснабжения потребителей". Так разошлись пути энергетиков Ставропольского края и Кабардино-Балкарии, начавшиеся в 30-х годах с общей для двух регионов электростанции Баксанской ГЭС, но не изменило отношений между бывшими сотрудниками. За долгое время совместной работы в Кабардино-Балкарии выросли высококвалифицированные национальные кадры энергетиков, которые способны решать самые сложные вопросы по эксплуатации и строительству энергообъектов.

В 1990 г. из состава "Ставропольэнерго" выделились Карачаево-Черкесские электрические сети и на их основе было создано ПОЭиЭ "Карчеркесскэнерго".