ОЭС Юга
 Гидроэнергетика
 Теплоэнергетика
 Атомная и ветроэнергетика
 Важнейшие электросетевые объекты
 Схема основной сети
 Наша история
   Первые шаги
   Ростовская энергосистема
   Кубанская энергосистема
   Ставропольская, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская энергосистемы
   Северо-Осетинская энергосистема
   Грозненская энергосистема
   Дагестанская энергосистема
   Организация ОДУ (ОДС) Северного Кавказа
   Энергетика с 1977 по 1995 годы
   Состояние энергосистем на 1959 год
   Уровни электропотребления ОЭС СК с 1965 по 1995 годы
 
Главная страница ОЭС Юга Наша история 
 

История создания ОЭС Юга. Кубанская энергосистема

Кубань по социально-экономическому развитию стояла намного выше, чем Ставропольская губерния, но отставала от Ростова по концентрации тяжелой промышленности и по размаху промышленного развития вообще. Важнейшие отрасли промышленности принадлежали иностранному капиталу. В одном только 1911 году на Кубани было зарегистрировано 16 английских компаний по эксплуатации Майкопской нефти. В 1913 году из 54 нефтепромыслов Кубани 36 принадлежали иностранным компаниям и только 18 - отечественным. Иностранные монополисты господствовали и в цементной промышленности. Им принадлежал крупный металлообрабатывающий завод "Кубаноль", в г. Краснодаре, они же прибрали к рукам монопольное право на электрификацию этого города и городской электрический трамвай.

Первая электростанция на Кубани была построена на мельнице Волочаева в селе Федоровском, которая начала действовать в 1890 г. мощностью 16 л.с. и использовалась для освещения.

В 1891 году в г. Екатеринодаре (Краснодар) на углу улиц Красной и Длинной (ныне ул. Клары Цеткин) “был установлен аппарат для добывания электричества...

Устроено до 100 Эдиссоновских лампочек во всех палатах, коридорах и службах больницы. Для опытов освещения улиц на двух ближайших к городской больнице перекрестках Красной улицы были установлены два высоких столба, увенчанных сверху матовыми шарами с Эдиссоновскими лампочками в середине; лампочки соединены проводами с аппаратом, работающим посредством бензинового отопления...

Свет от фонарей оказался настолько сильным, что на всем пространстве улицы, между перекрестками, где установлены фонари, свободно можно было различать лица проходящих людей и все детали освещенных зданий, хотя ночь была совершенно темная и небо покрыто сплошным слоем облаков. Освещение городской больницы не оставляет желать лучшего".
(Кубанские ведомости №5, 2 февраля 1891 г.)

В конце XIX века еще продолжалась борьба между сторонниками постоянного и переменного тока. Большинство вновь сооружаемых электростанций строились с применением постоянного тока. Так, например, в России из 25-ти электростанций общественного пользования построенных до 1900 года только 9 были на переменном токе. В Германии из 148-и электростанций только на 8-и был применен трехфазный ток. Окончательный спор между постоянным и переменным током был решен в пользу последнего после блестящей демонстрации в 1891 г. Доливо-Добровольским на Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте на Майне, разработанной им первой в Мире трехфазной системы передачи электроэнергии на расстояние 170 км. (Лауффен-Франкфурт).

Больница, г.Екатеринодар. 1891г. Впервые в городе было применено освещение улиц
Екатеринодар. 1903г. Дизельная электростанция постоянного тока.

Талантливый русский инженер-путеец Щенснович А.Н., ознакомившись с опубликованными в 1891-1892 гг. результатами эксплуатации трехфазной установки М.О.Доливо-Добровольского, решил строить в Новороссийске на первом в России элеваторе электростанцию переменного тока, вместо постоянного, предусмотренного первоначальным проектом. Он был не только автором проекта элеватора, но также и электростанции для него.

Примечательно, что все генераторы и двигатели трехфазного тока были изготовлены местными силами в Новороссийских железнодорожных мастерских и мастерской, принадлежащей Новороссийской электростанции. По версии работника Новороссийской электростанции Аксенова и генераторы, и двигатели изготовлялись по чертежам фирмы "Броун-Бовери". Механическая обработка деталей машин происходила в механических железнодорожных мастерских, а изготовление обмоток и сборка электрических машин осуществлялась в мастерской электростанции.

Новороссийск. Первая в мире и России ЭС 3-х фазного тока. Инженер Щенснович А.Н.

На Новороссийской электростанции было установлено 6 паровых котлов системы Шухова с поверхностью нагрева 80 кв. метров каждый и давлением 10 ата., 4 паровые турбины завода Бейхельта по 250 л.с., 125 об. в мин.

На одном валу с паровыми машинами были установлены четыре трехфазных генератора мощностью по 300 кВт, генераторным напряжением 250 В, частотой 25 Гц., 125 об. в мин. Возбуждение на генераторы подавалось от двух машин постоянного тока по 16,5 кВт каждая, напряжением - 110 В, номинальный ток - 150 А, 800 об. в мин. (изготовленных на заводе Эрликон).

Машины постоянного тока (возбудители) приводились во вращение от валов паровых машин посредством ременной передачи. Кроме того в машинном зале был установлен третий возбудитель с отдельной паровой машиной. Все четыре генератора трехфазного тока работали в параллель на общие шины. Для работы элеватора было установлено 83 двигателя мощностью 10 и 20 л.с.

Новороссийск. Первая в мире и России ЭС 3-х фазного тока. Общий вид.

Новороссийская электростанция, пущенная в эксплуатацию в 1893 году, как показали изыскания, была первой в России и Мире крупной промышленной установкой трехфазного тока, работающей только на производственные нужды элеватора. На сторону электроэнергия не отпускалась и хотя Новороссийская электростанция не была первой на которой был применен трехфазный ток, она была не опытная, а первая в мировой практике промышленная установка, предназначенная снабжения промышленного предприятия. И приоритет ее в этом смысле неоспорим.

В 1895 году в Екатеринодаре была построена водоэлектрическая электростанция, к которой вода не имела никакого отношения. Дело в том, что по контракту, петербургский купец Курт Богданович Зигель обязался построить для города водопровод и электрическую станцию, но так как водопровод во всех городах России был убыточным, то городские власти решили "пристегнуть" его к электростанции, которая всегда была рентабельна. Таким образом городской голова рассчитывал покрыть убытки водопровода за счет электростанции. На водоэлектрической станции установили пять дизель генераторов и три парогенератора общей мощностью 1360 кВт.

Водоэлектрическая станция

В 1900 году, в связи со строительством городского трамвая, была введена вторая по счету, так называемая трамвайная электростанция мощностью 800 кВт.

Екатеринодар. Улица "Красная". Трамвайная электростанция

В Армавире, Ейске, Майкопе и Сочи электростанции средней по тем временам мощности были построены соответственно в 1905, 1909, 1911 и 1912 годах. В 1913 году электростанции такой же мощности вступили в строй в Анапе и Туапсинском порту. До 1917 года были также построены электростанции в Лабинске, станицах Староминскoй, Крымскoй и др.

Общее число электростанций, обследованных в 1921 году Электроотделом Кубано-Черноморского СНХ составило на Кубани 353, а суммарная мощность 13713 кВт.
Данные по электрификации отделов Кубано-Черноморской Губернии.

Как видно из таблицы, до революции электрификация на Кубани получила сравнительно широкое распространение. Наличие электротехнических кадров и значительная материально-техническая база электрификации дореволюционной Кубани, позволили местным органам учредить при губернском Совнархозе Электроотдел, в задачу которого входили:

  1. Постройка электростанций в городах и селах губернии.
  2. Проверка и ремонт существующих электростанций.

По плану ГОЭЛРО, утвержденному в 1920 году и рассчитанному на 10-15 лет, на Кубани было намечено строительство двух электростанций общей мощностью 60 тыс.кВт. В этом же году в Краснодаре начала работать специальная комиссия по электроснабжению. Ею был разработан первый ориентировочный план электрификации Кубани.

В 1922 г. был организован "Водэльтрам" из предприятий городской управы и бельгийского акционерного общества, где были объединены городские и коммунальные службы по водоснабжению, транспорту (трамвай) и электроснабжению.

Президиум промышленно-планового ВСНХ СССР постановил приступить в 1926/27 хозяйственном году наряду с другими электростанциями страны к строительству Краснодарской и Новороссийской.

Краснодарская районная станция была запроектирована мощностью 10 тыс.кВт, а не 20, как было в плане ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО это должна была быть гидроэлектростанция с использованием энергии реки Кубань. Вместо нее была построена тепловая, работающая на мазуте туапсинских нефтеперерабатывающих заводов и предназначалась главным образом для снабжения электроэнергией промышленности, культурно-бытовых нужд г. Краснодара и прилегающих сельскохозяйственных районов.

Как водилось раньше в СССР, закладка первого камня была приурочена к 10-летнему юбилею Октября (8 ноября 1927 года), а пуск электростанции был осуществлен также к знаменательной дате - 1 мая 1931 года. Электростанция состояла из 2-х турбогенераторов мощностью по 5 тыс.кВт каждый.

В это же время (1 мая 1927 г.) закладывается фундамент и Новороссийской ГРЭС и также к 1 мая 1930 года включается в работу. Все мелкие электроустановки были ликвидированы как слишком дорогостоящие, устаревшие физически и морально. Цементная промышленность Новороссийска, Гайдука и Тоннельной, элеватор, холодильный комбинат, железнодорожная станция и морской порт получили возможность развития на основе электрификации основных производственных процессов. Для того времени мощность Новороссийской ГРЭС (20 тыс.кВт) была значительной и ее хватало не только для Новороссийска, но и для сельского окружения города.

Кроме этих основных станций, строились мелкие гидро- и дизельные электростанции в сельской местности.

Лозунг "Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация" был не просто лозунгом. Идея электрификации овладела не только городом, но и селянами, особенно молодежью. В 1930 г. был организован при ЦК ВЛКСМ штаб по шефству над электрификацией, такие же штабы были созданы и в Союзных республиках, областных комитетах. Разрушенное гражданской войной хозяйство, отсутствие бюджетных средств не позволяло государству осуществить электрификацию деревни. В Кубано-Черноморской области одним из первых возникло товарищество по электрификации станицы Дедьяковской (1922 г.). В уставе этого общества отмечалось, что оно создано "в целях снабжения населения электричеством для освещения, а также всевозможных работ в земледелии, промышленности и домашнем обиходе".

Примеру дедьяковцев последовали станицы Пашковская, Бейсугская и г. Темрюк, приступившие к сбору паевых взносов для организации таких же товариществ. Эта инициатива деревни была замечена и, чтобы придать мелкому электростроительству хоть какую-то плановость, ВЦИК и Совнарком РСФСР 4 января 1923 г. приняли специальное постановление "О товариществах по электрификации с ограниченной ответственностью".

Постановление инициировало создание таких товариществ не только в отдельных станицах и селах, но и целых районах. Так в октябре 1923 г. на заседании инициативной группы активистов было утверждено товарищество "Свет хлеборобам" для электрификации Кореновского района Кубано-Черноморской области. Цель товарищества заключалась в "представлении возможности земледельцу пользоваться электричеством, строить и эксплуатировать станции общественного пользования". Товарищества образовались и в Ейском районе в станицах Камышеватской, Новощербиновской и Староминской. Это движение распространилось на весь Северный Кавказ. В своем отчете Электробюро Юго-Востока в октябре 1924 года писало: "Все производящиеся работы, с одной стороны, и то исключительное доверие, которым пользуется Электробюро, с другой, создали сильное тяготение с мест. Ни для какой агитации со стороны нас в настоящее время нет места, ибо запросов со стороны деревни значительно больше, чем мы в состоянии удовлетворить".

Таким образом движение за электрификацию села охватило весь Северный Кавказ, другие регионы и Центральные власти взяли его под контроль Постановлением XIII съезда ВКП(б) о кооперации. Это постановление затем было закреплено постановлением ВЦИК и СНХ СССР "О сельскохозяйственной кооперации" принятом 22 августа 1924 года. В этом документе законодательно закреплялось за крестьянством право "приобретения, устройства и использования машин, электрификационных и т.п. технических сооружений, применяемых в сельском хозяйстве и обиходе". Это движение крестьянских масс привело к значительному увеличению установленных мощностей. Только по Краснодарскому краю к 1940 году общая суммарная мощность достигла 100 МВт, из них Государственных только 35 МВт, а выработка за 1940 год составила 394 млн.кВт ч.

До 1940 г. высшим напряжением в Краснодарском крае было 6 кВ. Установленная мощность электростанций в г. Краснодаре составляла 15 МВт: на КРЭС - 10 МВт и 5 МВт на Краснодарском масложиркомбинате. Протяженность ВЛ 0,4 - 6 кВ - 210 км., кабелей 6 кВ - 30 км, трансформаторных пунктов - 86.

В 1935 г. началось строительство Краснодарской ТЭЦ. а в 1937 году законсервировано вследствие изменившихся перспектив промышленного развития края, и было продолжено лишь в 1941 г., но в связи с начавшейся войной с Германией вновь приостановлено.

Война, как и в других регионах Северного Кавказа на несколько лет затормозила развитие электроэнергетики Краснодарского края. Когда Черноморское побережье было освобождено, в Сочи не было электричества за исключением небольшой дизельной установки, вконец изношенной. Потребность же в тыловых госпиталях была большая. Вот почему самому Лавриненко пришлось срочно ставить электропоезд №40 (до этого находившийся в запасе на подмосковной станции им. Классона). Вместе с секретарем сочинского горкома партии Кривенко выбрали место - овраг около железнодорожной станции, чтобы не тянуть далеко пути. За двое суток овраг засыпали, уложили рельсы. Там и расположили энергопоезд, смонтированный за неделю. Через город в каменном грунте протянули кабели длиной около 7 км. До 1949 г., пока не была пущена Краснополянская ГЭС, поезд оставался единственным источником электроснабжения г. Сочи.

Через полгода после освобождения г. Краснодара в 1943 году на КРЭС1 был смонтирован и включен в работу турбогенератор №1 мощностью 5 МВт. Этой мощности конечно же не хватало для нужд города, кроме того, требовалась длительная остановка станции для ремонта первого генератора.

По просьбе секретаря крайкома Селезнева П.И. на время ремонта КРЭС1 городу Краснодар был выделен американский энергопоезд фирмы "Дженерал Электрик" мощностью 3000 кВт (ДЖИИ-3000). Энергопоезд установили рядом с КРЭС1, т.к. турбины должны были работать на паре, производимом на котлах КРЭС1. Для этой цели построили паропровод длиной более 100 м. Пуск энергопоезда был осуществлен уже в конце 1944 года.

В 1946 году на КРЭС1 смонтировали и включили в работу второй турбогенератор мощностью 5 МВт. Установленная мощность достигла 10 МВт. В связи с пуском второго агрегата на КРЭС1 избыточного пара для работы энергопоезда уже было недостаточно, поэтому в 1947 году энергопоезд направили на новые нефтепромыслы Азербайджана.

В целях скорейшего восстановления разрушенного энергетического хозяйства и его дальнейшего развития, приказом Наркома электростанций СССР от 14 марта 1944 г. №66 было организовано Краснодарское районное энергетическое управление "Краснодарэнерго". В этом же году была восстановлена электростанция в г. Новороссийске. В 1946 г. была восстановлена Краснодарская РЭС.

В июне 1949 г. вступила в строй Краснополянская ГЭС на р. Мзымта мощностью 28,9 МВт для энергоснабжения Сочинского района. На следующий год, также в июне была включена в работу Майкопская ГЭС.

Дефицит электроэнергии и мощности в послевоенные годы превратился в сдерживающий фактор в развитии экономики г. Краснодара и всего края. Поэтому в 1948 г. специальная комиссия, созданная Советом Министров СССР (Распоряжение №1453 от 11 февраля 1948 г.), рассмотрела вопрос размещения в Краснодаре ТЭЦ и Камвольно-суконной фабрики. На основе материалов, представленных комиссией вышло Постановление Совмина СССР от 30 августа 1950 г. №3735 "О строительстве Краснодарской электроцентрали".

Как было положено, вслед за Постановлением выходит приказ Минэнерго СССР №220 от 6 сентября 1950 г. и  в 1951 году возобновляется строительство Краснодарской ТЭЦ. Решением МЭС №ПР-150 от 1 марта 1951 года был утвержден технический проект сооружения ТЭЦ, предусматривающий установку 2-х турбин по 25 МВт (ВПТ-25-3 и ВК-25) и 3-х котлов по 120 т./час пара.

Первый турбогенератор был введен в эксплуатацию 30 октября 1954 года. ТЭЦ еще не заработала на полную мощность, как стало ясно, что 50 МВт недостаточно для покрытия нагрузок уже в ближайшее время. Первоначальный проект пересматривается и принимается решение Минэнерго №285 от 12.11.54 г. по расширению Краснодарской ТЭЦ. К двум турбоагрегатам по 25 МВт добавляются 3 турбины по 50 МВт.

В 1951 г. начали строить Белореченскую ГЭС мощностью 48 МВт. Одновременно со строительством Краснодарской ТЭЦ и Белореченской ГЭС приступили к строительству первой ВЛ 110 кВ Афипская-Краснодарская ТЭЦ и ВЛ 35 кВ Кр.ТЭЦ - ЦПП.

В 1953 г. ВЛ 110 кВ Афипская-Кр.ТЭЦ была временно, до пуска 1-го агрегата Кр.ТЭЦ, включена на напряжение 35 кВ. В этом же году включили в работу и первую подстанцию 35 кВ в г. Краснодаре. В 1953 г. начато строительство Армавирской ТЭЦ, которая была пущена 18 октября 1958 г. В 1954 году вступила в строй Белореченская ГЭС.

После ввода 1-го генератора на Краснодарская ТЭЦ в 1954 г. ее мощность росла из года в год и к 1959 г. составила 150 МВт, а установленная мощность всей энергосистемы - 337 МВт (без учета дизельных установок и блокстанций).

В 1972 году впервые в СССР на Краснодарской ТЭЦ была установлена газотурбинная установка (ГТУ) мощностью 100 МВт, затем, в 1975 году вторая ГТУ-100. Общая мощность ТЭЦ, блочной части и 2-х ГТУ составила 959 МВт.

Вместе с ростом установленной мощности Краснодарской ТЭЦ началось бурное строительство ВЛ 110 и 220 кВ. В 60-е годы были построены магистральные линии электропередачи 220 кВ Краснодар-Брюховецкая-Каневская-Староминкая-Койсуг, Краснодар-Крымская, Краснодар-Тверская и подстанции в Брюховецкой, Каневской, Староминской, Крымской, Тихорецке, Усть-Лабинске.

Благодаря транзиту 220 кВ Краснодар-Койсуг, введенному в 1964 году, Краснодарская энергосистема получила надежную электрическую связь с Ростовской энергосистемой. В 1957 г. была введена первая межсистемная линия электропередачи 110 кВ Ахали-Ахони-Хоста, объединившая Грузэнерго и Краснодарэнерго. С вводом Армавирской ТЭЦ на полную мощность в 1958 г. была построена и включена в работу вторая межсистемная линия 110 кВ Армавирская ТЭЦ-Сенгилеевская ГЭС, связавшая Краснодарскую энергосистему со Ставропольской. К моменту организации ОДУ Северного Кавказа (1958 г.) “Краснодарэнерго” еще не была включена в единую энергосистему.